Программа дистанционного тестирования первокурсников химического
факультета МГУ по английскому языку
Составитель: Маргарита Михайловна Кутепова,
кандидат педагогических наук, доцент
Одним из критериев формирования учебных групп на химическом
факультете МГУ имени М. В. Ломоносова является
уровень владения английским языком. Адекватное распределение
первокурсников по группам разного уровня изучения английского
языка в соответствии с их начальными знаниями существенно
облегчает их адаптацию к ученому процессу в университету. В связи
с этим тестирование первокурсников для определения этого
уровня – обязательное условие.
Внедрение дистанционной формы тестирование первокурсников
предназначено для удобства преподавателей, студентов и для
повышения качества результатов.
На кафедре английского языка химического факультета МГУ была
разработана программа дистанционного тестирования, основанная на
требованиях по английскому языку, предъявляемым выпускникам
средней школы.
Данная программа является основой для дистанционного тестирования
по английскому языку первокурсников химического факультета МГУ,
состоящего из 50 заданий и рассчитанного на 40 минутное
прохождение. Описание процедуры дистанционного тестирования
находится здесь.
Требования к владению материалом
Лексический материал
Активное владение приблизительно 1200-1500 лексическими
единицами (активный словарь поступающих).
Словообразование
Моделирование имен существительных с
помощью суффиксов: -er, -ing, -ment, -tion (sion), -ness, -ity,
-ism, -(i)ty, -ing;
имен прилагательных с помощью суффиксов
-у, -less, -able, -ful, -ic/-ical, -al, -ish, -ous; имен
числительных с помощью суффиксов -teen, -ty, -th; наречий
с помощью суффикса -1у; глаголов с
помощью -en.
Грамматический материал
Синтаксис. Употребление простого
(нераспространенного, распространенного) предложения с глагольным
и именным сказуемыми. Употребление безличных предложений типа: It
is cold. It always snows here in winter. It is late. It is very
kind of you. Употребление сложного дополнения после глаголов
smell, feel, sound, taste и т.д. Субстантивация прилагательных.
Морфология.
Имя числительное. Количественные и порядковые
числительные.
Местоимение. Личные местоимения (в именительном
и объектном падеже). Притяжательные местоимения. Абсолютная форма
притяжательных местоимений. Указательные местоимения. Возвратные
местоимения. Вопросительные местоимения. Неопределенные
местоимения (any, some, no, every, much, many, few, little, a few,
a little). Производные местоимения от some, any, no, every.
Местоимение one. Местоимение it. Местоимение none.
Глагол. Употребление в настоящем неопределенном
времени (The Present Indefinite Tense / Present Simple): а) для
выражения обычных, повторяющихся, постоянных действий,
происходящих регулярно в рамках настоящего времени, но не
соотнесенного с моментом речи (I usually go to work by bus); б)
для выражения действия, соотнесенного с моментом речи, но с
глаголами, которые в продолженных временах обычно не употребляются
(глаголы типа know, want, understand) I don't understand you/He
doesn't want to go there); в) для выражения действий, которые
произойдут в ближайшем будущем, если они запланированы, произойдут
согласно программе, расписанию, и т.д. (When does the train
leave?); г) для выражений будущих действий в придаточных времени и
условиях (We won't go skiing if the weather is cold. He will call
you when he comes).
Употребление в прошедшем неопределенном времени (The Past
Indefinite Tense / Past Simple): а) для обозначения действий,
которые происходили в прошлом и не имеют связи с настоящим (Last
summer Kate and George visited Spain); б) для обозначения
действий, которые происходили в течение некоторого времени в
прошлом (It rained all day yesterday); в) для обозначения
последовательных действий в прошлом (Не came into the room, took
off his coat and put it on the chair). Употребление конструкций
used to + infinitive и would + infinitive для обозначения
повторяющихся действий в прошлом или постоянно имевших место
действий в прошлом (We used to swim a lot when we lived in Los
Angeles).
Употребление в будущем неопределенном времени (The Future
Indefinite Tense / Future Simple) для выражения действий, которые
произойдут в будущем (однократные действия и регулярно
повторяющиеся действия в будущем (They will have English classes
on Tuesday). Использование оборота to be going to для выражения
запланированного будущего времени (They are going to visit their
parents next Saturday).
Употребление в настоящем продолженном времени (The Present
Continuous Tense / Present Progressive); а) для обозначения
длительного незавершенного действия, происходящего в момент речи
(Look! Tom and Jim are fighting) или более обширный временной
срез, нежели непосредственно момент речи (Are you driving
tonight?); б) для обозначения будущего запланированного действия,
которое произойдет в ближайшем будущем, особенно с глаголами
движения и глаголом have (When are they leaving? We are having a
party next Sunday night).
Употребление в прошедшем продолженном времени (The Past
Continuous Tense / Past Progressive) для обозначения
незаконченного продолженного времени в прошлом, которое
происходило в определенный момент в прошлом (Не was reading a
newspaper at 5 o'clock yesterday), в придаточных, вводимых союзом
while (While Mother was cooking lunch Ann was sweeping the floor
in the sitting room), а также в главном
предложении с придаточными, вводимыми союзом when для выражения
действия, происходившего в прошлом одновременно с действием,
описываемым в главном предложении (I was watching television when
you phoned me).
Употребление в будущем продолженном времени (The Future
Continuous Tense / Future Progressive) для выражения длительного
действия, которое будет происходить в определенный момент в
будущем (My aunt will be crossing the Atlantic ocean at this time
tomorrow).
Употребление в настоящем совершенном времени (The Present Perfect
Tense / Present Perfect) для обозначения действия уже
законченного, имевшего место в прошлом, но имеющего связь с
настоящим или через результат действия (Oh dear! I have broken
Alice's favourite cup!) или через временной срез, т.к. настоящее
совершенное время используется для выражения действия или
состояния, которое началось в прошлом и продолжается в момент
речи, в частности для глаголов to be, to have, to know (I have
known the Browns for twenty years / He has had that painting since
November).
Употребление в настоящем совершенном продолженном времени (The
Present Perfect Continuous Tense/Present Perfect Continuous) для
выражения длительного действия, которое началось и еще совершается
в настоящее время (I have been working for the company for 5
years) или: непосредственно перед моментом речи и связано с
настоящим результатом (Your clothes are dirty. Have
you been fighting?).
Употребление в прошедшем совершенном времени (The Past Perfect
Continuous Теnse ) для выражения действия, закончившегося к
определенному моменту в прошлом. I had finished my work by 5
o'clock. When we entered the hall the curtain had already risen).
Употребление согласно правилу согласования времени. Не said he
would go there. — Он сказал, что поедет туда. Не said he lives in
Paris — Он сказал, что живет в Париже. Не said he had lived in
London before he came to Paris — Он сказал, что жил в Лондоне,
прежде чем приехал в Париж. John said he was leaving two hours
later. — Джон сказал, что он уезжает через 2 часа. I explained to
my little son that Rome is in Italy. Я объяснила своему сынишке,
что Рим находится в Италии.
Употребление в страдательном залоге (The Passive Voice) в
следующих видо-временных формах — Present Indefinite Passive
(Oranges are grown in hot countries); Past Indefinite Passive (The
papers were typed 3 hours ago); Future Indefinite Passive (The
answer will be given immediately); Present Continuous Passive (A
new school is being built in my street); Past Continuous Passive
(The secretary said the document was being typed at the moment).
Употребление в так называемом предложном пассиве (The
Prepositional Passive) — The book is much spoken about. The doctor
was sent for. He will be laughed at.
Употребление в повелительном наклонении (утвердительная и
отрицательная формы) — Go there. Don't talk!
Специфика употребления глаголов to be, to have (have got), to do,
to feel, to think. Употребление модальных глаголов can, may, must,
should, ought to, to be to, to have to (have got to), need.
Употребление фразовых глаголов типа put on, look at и т.д.
Употребление неличных форм — инфинитив, герундий, первое и второе
причастия.
Употребление в конструкции "сложное дополнение" (Complex Object)
после глаголов hear, see, notice, watch, feel (I saw her crossing
the street. I saw her cross the street), после глаголов want,
expect и оборота would like (I would like you to meet my mother),
после глаголов make и let в активном и пассивном залогах (We'll
make them do it./They were made to do it./Let him do it. /He was
allowed to do it).
Наречие. Наречие времени (неопределенного
времени), места, образа действия, меры и степени. Степени
сравнения наречий. Место наречий в предложении. Наречия для
определения прилагательных, наречий, глаголов, причастий.
Предлог. Предлоги места, направления, времени (и
их отсутствие). Специфика предлогов for, during, from, since, in,
on, at, to, into, out of, about, of, with, by и т.д.
В области чтения как вида речевой
деятельности абитуриенты должны
а) понять основное содержание легких аутентичных текстов
разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные
факты, опуская второстепенную информацию (значение части
незнакомых слов, содержащихся в тексте, раскрывается на основе
догадки по контексту,
по сходству с родным языком, с опорой на словообразование, а
часть слов, не мешающих пониманию основного содержания,
игнорируется);
б) понять полностью содержание несложных аутентичных тестов
(публицистических, научно-популярных,), используя для этого все
известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ,
выборочный перевод), обращаясь в случае необходимости к словарю;
в) просмотреть несложный аутентичный текст, а также серию
текстов (например, из газет) и выбрать нужную или запрашиваемую
информацию.
б) понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных
текстов и выделять отдельную значимую для себя информацию,
догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту,
сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению
этой значимой информации.
Большая часть указанных требований отражена в разработанных
тестах, и ответы на вопросы предполагают использование метода
множественного выбора.
|