|
|
Курс по выбору для аспирантов
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Лектор |
Владимир Виктрович
МИНЯЙЛОВ кандидатхимических наук, с.н.с. химического факультета МГУ, директор по развитию дистанционных курсов подготовки абитриуентов при химическом факультете МГУ, лауреат премии Правительства РФ в области образования
|
|
Аннотация
Курс направлен на подготовку к преподавательской деятельности, является вариативной частью образовательной программы
высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 04.06.01 «Химические науки» и может быть освоен учащимися на выбор из списка предложенных в период обучения,
отмеченный в базовом учебном плане.
Объем дисциплины (модуля) составляет три зачетные единицы, 108 часов.
Курс преподается с использованием дистанционных образовательных технологий в формате смешанного обучения: очные занятия в компьютерном классе, онлайн-конференции, поддержка самостоятельной работы, проверка домашних заданий и отслеживание успеваемости в системе дистанционного обучения.
Предельный объем группы - 20 человек.
Адрес курса на сервере дистанционного обучения химического факультета МГУ: http://sdo.chem.msu.ru/enrol/index.php?id=55
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в химическом образовании. Определение и основные понятия.
Основные понятия: электронные образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и др. История и современное состояние дел. Причины, различные подходы и примеры внедрения ИКТ в высшем образовании в России и за рубежом. Нормативно-правовая база применения ИКТ в высшем образовании в РФ. Опыт внедрения ИКТ на химическом факультете МГУ с 1994 г.
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и электронные библиотеки.
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы) и их роль в естественно-научном образовании. Интерактивность в электронных образовательных ресурсах. Знакомство с программным обеспечением (ПО) и стандартами разработки ЭОР. Электронные библиотеки. Открытые электронные библиотеки российских и зарубежных университетов. Библиотеки видеоресурсов. Ресурсы МГУ. Открытая электронная библиотека химического факультета «Chemnet».
- Электронные ресурсы и авторское право.
- Электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Краткая история темы, современное состояние дел и возможные перспективы. Основные понятия. Понятия «дистанционное обучение» и «смешанное обучение». Психологические особенности процесса дистанционного обучения. Нормативно-правовая база организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в РФ. Специфика применения в химии и других естественных науках. Опыт применение ЭО и ДОТ в образовательной деятельности на химическом факультете МГУ.
- Онлайн коммуникации в образовании.
Вебинары, видеоконференции и онлайн вещание – как вариант реализации синхронного подхода использования ДОТ в обучении. Программно-аппаратное обеспечение для онлайн-мероприятий Технические и организационные требования к онлайн-мероприятиям, требования к ведущему и др. Практическое проведение вебинаров и участие в нем учащихся в ролях слушателя, лектора и организатора.
- Виртуальные миры в образовании.
Понятие виртуального мира, история развития технологии, преимущества и примеры использования в образовании. Психологические особенности поведения учащихся в виртуальном мире. Практическое знакомство с ПО виртуальных миров vAcademia и принципами проведения онлайн-мероприятия в нем: подготовка виртуальной аудитории, сценария мероприятия и учебных материалов к нему, проведением онлайн-семинара в виртуальной аудитории, осуществление записи мероприятия.
- Разработка электронного учебного курса и организации процесса обучения.
ПО системы управления обучением. Специфика курсов для дистанционного и смешанного обучения. Проектирование курса. Знакомство с открытой свободно распространяемой системой управления обучением Moodle. Принципы работы и взаимодействия с учащимися и курсами. Создание раздела учебного курса в системе Moodle. Загрузка учебных материалов в курс и создание интерактивных элементов курса средствами Moodle. Проблема переносимости ЭОР и стандарты SCORM и др.. Организация учебного процесса на базе Moodlе. Другие средства разработки ЭОР и электронных курсов.
- Перспективы развития ИКТ в образовании.
Массовые учебные онлайн-курсы с открытым доступом. Massive Open Online Courses (MOOC), мобильное обучение, социальные сети и др.
- Нормативная база формирования учебных программм высшего образования
Государственная политика РФ в области высшего образования России. Образовательные и профессиональные стандарты. Мировые тенденции развития образования. Нормативаная база внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузе.
- Выпускная работа (разработка краткого электронного курса по выбранной теме)
- Защита выпускной работы по курсу
Курс сопровождается лекциями приглашенных лекторов.
Лекции приглашенных лекторов: весна 2016 г.
«Зачем нужно учиться учить или что такое педагогика?»
Лектор: Вячеслав Викторович Загорский,
к.х.н., д.п.н, профессор химического факультета и СУНЦ МГУ,
лауреат премии Правительства РФ в области образования, |
«Игры и геймификация в образовании»
Лектор: Михаил Николаевич Морозов,
к.т.н, профессор, зав. лабораторией систем мультимедиа,
зав. кафедрой информатики и системного программирования Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола),
создатель платформы виртуальной реальности и виртуальных миров vAcademia,
автор многих компьютерных программ для изучения химии, физики, математики и других дисциплин. |
«Интернет-сервис "Экспир" или как найти деньги на свой научный проект в России»
Лектор: Сергей Ивашко,
Главный редактор сайта Экспир,
экспертной площадки для ученых и предпринимателей, научный журналист, выпускник химического факультета МГУ.
Подробнее |
|
|
Вверх
|
|
|
|
Не
разрешается копирование материалов и
размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический
факультет МГУ Написать письмо редактору
|